ТСО - Мультимедийные технологии в образовании

Учебно-методический центр
«Мультимедийные технологии в образовании»

Интерактивные устройства способны изменить мир.

От доски до доски.
Интерактивные устройства способны изменить мир.

 

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Ведущий (преподаватель) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.

Доска, мел и тряпка - неизменные атрибуты преподавателя любого образовательного учреждения, знакомые каждому студенту. А вот что такое интерактивная доска, пока что многие знают лишь понаслышке. Между тем, по мнению специалистов, это устройство способно радикальным образом изменить образовательный процесс. Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения лекций, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. Преподаватель в мультимедиа аудитории получает вместо доски и мела мощный инструментарий для представления информации в разнородной форме (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео). В таких системах лектор сам определяет последовательность и формы изложения материала. Появление в учебных заведениях интерактивных досок - революционный шаг в системе образования не только России, но и во всем мире. Если до этого обучение сводилось к записи под диктовку, то теперь появилась возможность графического воспроизведения текста и его коллективного обсуждения, что дало потрясающий эффект. Интерактивная доска работает вместе с компьютером и проектором, представляя собой единый комплекс, который позволяет быстро и эффективно визуализировать различные образы, схемы, графики, чертежи, то есть перейти к обсуждению на уровне графических образов. Кроме того, комплекс позволяет протоколировать все действия, производимые преподавателем и студентом. Поэтому после проведения занятия всегда можно просмотреть ход работы вплоть до каждого шага и распечатать необходимые материалы. Электронная доска дает возможность комментировать не только статические изображения, но и видео, что очень важно. Поэтому специфика работы с ней совершенно иная. Ее можно использовать как обычную маркерную, но это малоэффективно с точки зрения мультимедиа.

Другой очень важный момент связан с гигиеной труда преподавателя и студента. Меловая пыль воздействует на легкие не лучшим образом, мало того, она отрицательно влияет на технику и эргономику учебного процесса. Поэтому даже внедрение в свое время маркерных досок уже было большим прорывом. Правда, и они имели ряд недостатков, которые в какой-то степени стимулировали распространение интерактивных досок: маркеры были нерегулируемыми по интенсивности цвета и толщине линии, их было трудно достать, для стирания требовались специальные спреи, они катастрофически быстро сохли и распространяли не очень приятный химический запах. Современная же электронная интерактивная доска лишена этих недостатков, плюс ко всему она эффективно работает в комплексе с целым рядом других устройств.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает студентам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Среди основных этапов, по которым развивается обычное занятие, можно выделить следующие:

- подготовка к началу занятия;

- объяснение целей занятия;

- введение в новую тему или задание – может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является основой;

- развитие темы при участии студентов;

- обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.

Структура занятия с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда студенты приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу студентов, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание студентов на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать студентов уже на начальном этапе занятий. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задание или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как студенты его усвоили. Качество и степень освоения учебного материала, как показывает практика, существенно возрастают. Помимо обеспечения богатой образовательной среды, здесь сказывается и то, что преподаватель, сократив время на воспроизведение информации, получает существенно больше времени на объяснение материала.

Конечно, все вышеперечисленное можно сделать и с помощью традиционных методов. Карты и фотографии можно показать на обычном проекторе, песню прослушать на кассете или диске, а фильм показать на телевизоре с помощью видеомагнитофона.

Однако, преимущества использования интерактивной доски для студентов и преподавателя существенны. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио- и видео-файлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения. Студенты признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.

Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере, помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей, позволяют по-разному переставлять объекты – так студент может проверить, правильно ли  он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в аудитории развивается дискуссия. Замечания и дополнения преподаватель и студент могут записывать прямо на экран.

Это задание можно провести и с помощью традиционных методов, например, используя карточки и клейкую ленту. Однако, для того, чтобы работать с ними не один раз, их надо где-то сохранить. Электронная версия позволяет хранить все на одном компьютере, делиться материалами с коллегами и быстро их изменять, приспосабливая для разных занятий, а «вывесить» их на интерактивной доске преподаватель сможет буквально за считанные секунды.

Следует отметить, что для проведения семинарских и практических занятий информационные технологии используются не столь часто. Однако как показали современные исследования в области образовательных технологий, именно здесь лежат огромные резервы в повышении эффективности обучения.

Программное обеспечение интерактивной доски позволяет вовлечь всех студентов в активную работу на семинаре, позволяет студентам активно выполнять индивидуальные и групповые ролевые упражнения, а преподавателю, наряду с возможностью контроля и управления, предоставляются средства записи и протоколирования действий студентов для последующего анализа и комментирования.

Совместное использование единого гиперпространства обеспечивает возможность творческого сотрудничества преподавателя и студентов при обучении практическим навыкам. Важное место при этом отводится возможности обмена информацией между студентами в контексте изучаемого курса. Отмечается значительный рост эффективности обучения, когда студент в процессе получения знаний, взаимодействует с другими студентами, которые в свою очередь взаимодействуют с гипермедиа материалом курса.

При наличии специального программного обеспечения  интерактивная доска  превращается в большой монитор лектора, на котором в виде пиктограмм располагаются ПК слушателей. В случае необходимости в ходе занятия преподаватель может контролировать ход работы на каждом из компьютеров студентов и вносить коррективы, которые моментально отображаются на мониторах компьютеров аудитории и проводить экспресс опрос студентов. Можно проводить общий разбор выполненных работ прямо у доски. На доске после запуска программы возникает пульт, состоящий всего из нескольких кнопок-пиктограмм. Нажав на одну из них, преподаватель может вывести на доску миниатюрные изображения экранов всех студенческих мониторов, а прикосновение к соответствующей картинке разворачивает полное изображение одного из них. Когда преподаватель вносит сюда свои исправления и замечания, они воспроизводятся и на студенческом компьютере. Если требуется, чтобы слушатели сконцентрировались на главном экране, преподаватель может соответствующей кнопкой выключить все студенческие мониторы, и на их экранах появится надпись: "Пожалуйста, обратите внимание на доску!" Изображение с доски также может быть воспроизведено на всех мониторах в классе.

Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося. При обучении студент усваивает:

  • 10% прочитанного,
  • 20% услышанного,
  • 30% увиденного,
  • 90% того, что он сделал сам.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать студента не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.

Оснащение учебных заведений России компьютерной техникой идет полным ходом. Так, ежегодно в нашей стране проходят тендеры на поставки мультимедиа-проекторов в сферу образования. 

Компьютеры и проекторы, однако, решают только часть задачи. Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека - визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Последняя имеет особое значение, именно с ней связаны такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, т. е. перевести на уровень подсознания. Здесь нам на помощь приходят такие устройства, как интерактивные доски и их уменьшенные собратья - сенсорные планшеты.

По оснащенности интерактивными досками Россия пока плетется в хвосте у Европы. У нас их лишь несколько тысяч штук. Признанный лидер по внедрению интерактивных досок, Великобритания, закупила их для учебных заведений в количестве более 125 тыс. Между тем все основные поставщики интерактивных досок в нашей стране так или иначе представлены. Это GTCO Calcomp, Hitachi, Panasonic, SMART Technologies, PolyVision, Promethean и др.

 Первая задача, которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, - уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала. Последняя хороша для введения в тему, для первичного знакомства с материалом. Более глубокое освоение потребует интерактивного взаимодействия с компьютером, желательно с включением моторики. Здесь полезны компьютерные тренажеры и виртуальные модели. 

Вторая задача интерактивных досок - экономия времени занятия за счет отказа от конспектирования. Студенты по окончании занятия получают файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК в пошаговом режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски. К сожалению, отказ от конспектирования снижает усвояемость материала, выключая моторную память. Кроме того, у слушателей, гарантированно получающих копию занятия, снижается мотивация к концентрации внимания на занятие. Для компенсации этого эффекта преподавателю приходится больше внимания уделять упражнениям на проверку усвоенного материала.

Третья задача интерактивных досок - повышение эффективности подачи материала. Проектор выводит на поверхность интерактивной доски заранее подобранную преподавателем фоновую картинку или фоновое слайд-шоу. Акустические системы создают в аудитории нужный фоновый звук, а преподавателю остается позаботиться о содержательной части материала, он может, скажем, писать или рисовать на интерактивной доске. По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром. Однако от преподавателя для этого потребуются режиссерские знания и навыки.

Четвертая задача интерактивной доски в аудитории - организация групповой работы (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях. Здесь требуется гибкое ПО и интерактивная доска, основанная на аналогово-резистивной технологии, чтобы студенты могли писать и рисовать пальцем, не думая о том, как делить меж собой электронные маркеры.

Отметим также проблему перевода традиционного урока в электронный вид. Преподавателям "старой закалки", побаивающимся вычислительной техники, интерактивные доски позволяют вести занятие привычным методом, фиксируя все записи в электронном виде.

Как видите, применение интерактивных досок сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов в преподавании. Кстати, в Москве существует организация, которая прорабатывает методики обучения с помощью интерактивных досок. Это Институт новых образовательных технологий и компьютерных наук при Российском государственном гуманитарном университете. Директор Института Сергей Кувшинов сумел собрать в аудиториях интерактивные доски шести производителей (GTCO Calcomp, Hitachi, Mimio, PolyVision, Promethean, SMART Technologies). Важно, что здесь ежедневно идут занятия со студентами РГГУ и копится ноу-хау по применению интерактивных досок и сопутствующего им ПО вместе с методиками преподавания.

Как использовать интерактивную доску

Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вы увидите, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске.
Чтобы максимально использовать все возможности интерактивных досок, необходимо следующее:

Составляющие оборудования:
Интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и проектор

Вы также должны позаботиться о дополнительном программном обеспечении и других мультимедийных ресурсах.

Также надо уделить внимание

  • Установке
  • Эксплуатации/гарантии
  • Безопасности
  • Подключению к университетской сети и Интернету


Для чего нужна интерактивная доска?

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей
Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

2. Активное вовлечение учащихся
Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

3. Улучшение темпа и течения занятия
Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение занятия.

Презентации, демонстрации и создание моделей

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всей аудитории. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и студенты могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют студентам взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать студентов и побуждать их записывать идеи на доске.

Активное участие


Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для студентов.
Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания студентов. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет студентам лучше понять материал.

Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть студентов к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всей аудитории. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп занятия.

Улучшение темпа и течения занятия

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к занятию на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и студенты делают все это у доски перед всей аудиторией, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что студенты делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

Преимущества работы с интерактивными досками

Основные преимущества

  • Совместима с программами для всех лет обучения
  • Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами
  • Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в аудитории
  • Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и студентов благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию
  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение.
  • Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование
  • После занятия файлы можно сохранить в студенческой сети, чтобы студенты всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний студентов.

Преимущества для преподавателей

  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра аудитории
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
  • Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
  • Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
  • Удобна при работе в большой аудитории
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост

Преимущества для учащихся

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
  • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
  • Студенты начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
  • Студенты начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе

Факторы эффективного использования

  • Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта
  • Использование доски не только преподавателями, но и учащимися
  • Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию
  • Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия
  • Обмен идеями и ресурсами между преподавателями
  • Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской
  • Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы

Планирование занятия на интерактивной доске

Интерактивные доски - не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же занятия, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время.

Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин. Многие преподаватели признаются, что стали планировать занятия на интерактивных досках вместе с коллегами со своей кафедры, что привело не только к экономии времени, но и улучшению общего качества материалов.

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять занятия, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их занятий заметно улучшилось.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты студентов повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что студенты стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом занятии. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Материалы к занятию можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

Для вывода образования на качественно новый уровень сегодня нужно резко увеличить эффективность труда преподавателей, а с нею и качество обучения. В этом основную роль, по мнению многих экспертов, должны сыграть информационные технологии (ИТ). Предполагается, что перспектива творческой работы с использованием компьютерных средств привлечет в школы и вузы новое поколение учителей. ИТ помогут перевести наработанный десятилетиями методический материал в электронную форму, сэкономить на печатных учебных пособиях и, в идеале, даже сократить сроки обучения.